mamoly (mamoly) wrote,
mamoly
mamoly

Увидеть парижское метро и замереть.



14 пронумерованных «больших» линий, плюс 2 короткие (3-бис и 7-бис),303 станции (в том числе 62 пересадочные), всего 383 остановок, плюс подземная электричка RER. Пассажирооборот примерно 4,5 млн пассажиров в день. А ещё метрополитен делится на 5 зон. И всё это можно оплатить 5-ю разными способами (обычный билет, "Карнет",Ticket Jeune,Paris Visite,Navigo), а ещё спец.билеты для детей и молодёжи до 26 (они дешевле).
В общем, замереть есть от чего.
И мы с Аней замерли, когда автобус из аэропорта в Бове нас довёз до ближайшей станции и отдал на произвол судьбы. Нам очень повезло. Мы жили в центре города и на метро ездили всего три раза: из аэропорта, до блошиного рынка и до ближайшего пригорода.
Для живущих в самом Париже и колесящих по городу всё просто. Купил билет в автомате и поехал куда тебе нужно (если разобрался в карте ха-ха, но к этому мы ещё вернёмся).Именно поэтому,выбирая отель, обратите внимание на его местоположение! Удобнее и дешевле жить в самом городе,тк билет в одну сторону из пригорода может доходить до 10 евро.
Если же вы живёте в пригороде или хотите посетить Диснейленд, Версаль и аэропорт Шарль де Голль или Орли уже становится интересней. Я расскажу почему.
Метрополитен округа Иль де Франс (Парижской области, если по-русски) выходит далеко за пределы города, соединяя центр с пригородом. 5 зон метро можно сравнить с московскими кольцевыми, каждое кольцо как бы указывает на расстояние до центра. Сам Париж-первое и второе кольцо (первая и вторая зона). Внутри него мы можем сесть на любую ветку и доехать до любой станции, не покупая дополнительного билета.
Если же мы едем в пригород (Во второй зоне – Stade de France (главный стадион) и Венсенский лес.В третьей зоне – аэропорт Орли.В четвертой зоне – Версаль.В пятой зоне – Диснейленд и аэропорт Шарль-де-Голль) из центра,то в том же самом автомате выбираем пункт Иль де Франс, зону и нужную остановку и оплачиваем. Это касается RER (подземные электрички, связывающие город с пригородом). Ничего сложного, если разобраться =))
А как же разобраться в карте парижского метрополитена?
Для этого нам помогут:

  • Бесплатные карты метро, которые можно взять в каждой билетной кассе.

  • Сайт парижского метрополитена http://www.ratp.fr/ На момент написания статьи на русском страниц нет, зато автоматический гугл переводчик неплохо переведет всю информацию. На сайте вбиваем две станции (начальную и желаемую), программа автоматически вам подскажет, где нужно сделать пересадку и как быстрее всего добраться.

  • Бесплатные гиды по метро на телефон (как в Appe store). Там можно забить станцию и посмотреть, где она находится на карте,а так же каждую линию в отдельности. Всё. бесплатного гида, который бы выстраивал маршрут передвижения от пункта А в пункт Б я не нашла.

  • Крутой гугл-гид по метро в Париже за 75 рублей. Если я поеду снова и запланирую много поездок в подземке. Я куплю его. Очень удобно. Программка не только выстраивает оптимальные маршруты, ещё обещает в выборе нужного билета и много-много ещё чего. На русском языке. Называетсся "купил и забыл про все трудности" я за это.

По поводу различных видов билетов на парижский транспорт. Так как мы ездили всего три раза на электричке, мы покупали одноразовый билетик. Туристу для передвижения по старому городу, мне кажется метро не нужным, тк станции друг от друга находятся на примерном расстоянии в 500 метров. Намного интересней эти метры пройти, чем проехать =)
Всю информацию про различные виды билетов и какие то частные особенности парижского метро вы найдёте на этом сайте
http://paris10.ru/metro
Сайт, написан ребятами, которые живут во Франции. Подробнее я точно не расскажу))
А вообще сам парижский метрополитен-исторический памятник, которому уже 117 лет! Первые станции открылись в 1900 году.
Ещё в середине XIX века проект подземки был предложен мэрии столицы. Сначала предполагалось, что вагоны будут перевозить грузы, а не пассажиров. Потом спорили о том, нужны ли наземные станции. Вообще это по- французски: долго спорить, ничего не делая, а если делать, то без чёткого представления конечного результата.
В итоге прошло не одно десятилетие, за которое уже и в Лондоне, и в Будапеште, и в Глазго построили то, что в Париже всё только собирались. И вот, всемирная выставка не за горами. В общем, решили строить метро. По воспоминаниям современников " были перерыты многие улицы города, отчего транспортное сообщение весьма затруднилось, горожане осуждали стройку". Что поделать? Строили метро за рекордное время-20 месяцев! Из-за рыхлой почвы туннели прокладывали неглубоко и только под дорогами, рискуя наткнуться на подвалы домов.19 июля 1900 года были открыты первые линии. Билеты продавали первого класса (25 сантимов) и второго (15 сантимов).



Главным инженером французского метро является Фюльжанс Мари Огюст Бьенвеню, был приглашён специалистом в 1895 году, первый объявил о том, что в столице метрополитен будет построен и ушёл на пенсию в 80 лет, когда детище насчитывало уже 300 станций.
Вестибюли станций были разработаны в новом стиле ар-нуво (модерн) Гимаром. На самом деле, конкурс выиграл архитектор Дэрэ, но волею судеб ( и желанием президента административного комитета) творил, в то время уже известный, Эктор Гимар. Это сейчас вестибюли ар-нуво считают шедеврами искусства. Современники же, архитектора не поняли и обвиняли его в кощунстве над образами природы. "Провокационная порнография м. Гимара и Бенара" – так называется статья, подписанная викарием, отцом Августином Коттаром, опубликованная в Парижской газете La Сroix от 17 марта 1902 года. Священнослужителю казалось, что своими формами архитектура метро наталкивает горожан на греховные мысли, а следовательно, и поступки. Со временем большинство неугодных станций переделали в других стилях. Ар- нуво выжил в нескольких станциях. Далее копиру текст moscowhite из его статьи PARIS Vol. 10 — АРТ НУВО

Наземных павильонов было четыре вида, сохранились лишь три из них: «с фонарями», где вход в метро украшен двумя длинными чугунными стеблями, завершенными бутонами — красными фонарями, которые сплетаются над надписью «Метрополитен», выполненной «оплывающим» шрифтом в стилистике арт-нуво (как на первой фотографии выше); «простой», где лестницу опоясывает литая решетка (увидим дальше в тексте); два типа павильонов с крышами — такой, как на второй фотографии и «закрытый», к сожалению, не сохранившийся


Один из двух типовых выходов - так называемый "Эдикюль".
В 1974 году он был перенесен со станции "Отель Де Вилль" (на старом фото выше) на небольшую уютную площадь Аббесс на Монмартре.
станция "Аббесс"


Вот так выглядел выход со станции "Аббесс" в начале XX века.


Типовой "Эдикюль" номер 2.


Единственный оригинальный остался на "Порт Дофин" , а вот в центре, на "Шатле" - увы, лишь поздняя реплика.

Порт Дофин

Шатле





В случае со вторым, открытым типовым выходом без разговоров о растительных мотивах не обойтись - эти прекрасные фонари-бутоны, фактически, стали символом парижского митро.


Таких вестибюлей полно по всему городу.


В 2006 году компания RATP подарила один такой выход московскому митро. Если кто-то знает, какая эта станция, напишите в коментах))


Упрощенный открытый вариант.




А сейчас переходим к самому интересному - на самом деле, два самых великолепных гимаровских входа французы похерили при реконструкции еще в 1960-е (москвалюбы, ау!). Это были наземные павильоны станций "Бастилль" и "Этуаль".




После Первой мировой компания Nord-Sud разработала свои собственные типовые проекты выходов. Они не такие впечатляющие, как у Гимара, но все равно оч приятные.








В 1920-е по заказу Nord-Sud архиектор Дервэ разбработал строгий неоклассический вариант, очень похожий на некоторые детали уличного оформления Нью-Йорка начала ХХ века.


Ну, и напоследок - давно закрытый вход на заброшенную станцию "Сен-Мартен", оформленный в стиле "Belle Epoque". До новых встреч в паришском митро!
Интересен французский метрополитен своими станциями- призраками.
Во время Первой и Второй мировых войн одни станции использовали как бомбоубежища, а другие закрывали из-за нехватки обслуживающего персонала. Большинство станций закрыли в 39-ом году. А уже 42-ом году, при немцах, не только открыли движение, но и продлили линию 6.
Некоторые станции закрыты до сих пор.
Цитата из википедии :

Порт де Лила — Синема (Porte des Lilas — Cinéma)

Эта станция не используется для перевозок и недоступна для пассажиров. Однако, именно здесь снимают кино и рекламу, отсюда её название Синема. Она находится на окончании пути des Fetes и челночного пути, недалеко от станции Porte des Lilas линии 3 bis.

Сен-Мартен (Saint-Martin)

Например, реклама чистящего средства
На станции Сен-Мартен сохранилась реклама середины ХХв., выполненная из керамической плитки.

…и меховых магазинов

Линии 8 и 9. Станция была закрыта осенью 1939 г., и хотя она активно использовалась пассажирами в 1930-х, после войны вновь открыта не была из-за близости к станции Страсбург-Сен-Дени (Strasbourg — Saint-Denis) — расстояние всего 100 метров между ближайшими друг к другу выходами.

В 1950-х Автономное управление парижского транспорта использовало станцию для демонстрации рекламодателям возможностей рекламных площадей парижского метрополитена. Рекламы того периода сохранились на станции [1].

В 1990-е станцию облюбовали парижские бездомные. Это вынудило RATP в 1999г. официально объявить станцию Пространством солидарности (Espace Solidarité Insertion) и предоставить в пользование благотворительной организации Армия спасения.

В марте 2010 г. станцию использовали для рекламы Nissan Qashqai. В октябре 2010 г. в рамках фестиваля Белая ночь (фр. Nuit blanche)) студенты Национальной высшей школы декоративных искусств (фр. École nationale supérieure des arts décoratifs) проводили на станции перформанс, который можно было видеть из окон проезжавших поездов.

Станция Красный крест

Красный крест (Croix-Rouge)

Бывшая конечная линии 10. Её можно увидеть, проезжая по перегону между станциями Mabillon и Sevres-Babylon. Название станции не связано с Международным комитетом Красного креста и происходит от названия площади Carrefour de Croix-Rouge, называвшейся так еще 18 веке и в 2005 переименнованной в площадь Мишеля Дебре.

Увидеть станции- призраки, познакомиться с их историей можно на специальном рейсе, организованном RATP
Вот еще несколько фото с заброшенной станции,где сохранились рекламные вывески тех годов.



А вот и наши ощущения от метрополитена:
"Спустившись на несколько лестничных пролётов мы оказались в подземной Мазамбик,так уж там не было кроме нас четверых ни одного светлокожего!
С русским матом пытаемся вытащить из автомата хотя б один жетончик на метро,взамен на уже отсчитанные еврики....
Бежим по коридору за всеми остальными(потому что фиг знает куда бежать ещё),пролёт А,пролёт В,мимо коридора D...Всё!Стоп!
Все стоят и мы стоим.
Стоим-ждём из бока с диким скрежетом вылетает что то похожее на состав
Втискиваемся,стоим,держаться категорически не за что,вокруг одни негры-как будто попали в гетто.
Гаснет свет,с толпой цыган и арабов в темноте становиться ещё романтичней,лишь бы не спёрли ничего...
С каждой остановкой всё чаще попадаются китайцы-японцы с маленькими фотоаппаратиками вытесняющие количеством всех остальных .
И теперь,даже когда всё так же выключается свет в вагоне,"салон" освещается вспышками их фотокамер.
Миленько,но тоска и любовь к московскому метро от станции к станции начинает быстро расти,как и понимание,что Париж начинается не с башни...
Метрополитен, который вы увидите на видео, не похож на то, что я описываю. Потому что он в центре. На окраине города, с которой началось наше знакомство, другое дело :)
Tags: #метро, #париж, #поехавшие, #путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments